Как называлась центральная балка потолка

Матичное угощение

Установка матицы на собранном срубе сопровождалась старинными ритуалами, позволявшими будущим жильцам предугадать, какая жизнь им уготована в новом доме. В ходе строительно-мантических обрядов принято было выяснять ряд предзнаменований связанных с разными жизненными циклами людей.

Этнограф Евгения Бомквист писала, что совершая самый распространённый ритуал, люди пытались узнать череду деторождений после новоселья. Для этого к лежавшей на земле матице привязывался вывернутый наизнанку полушубок, куда помещался каравай. После укрепления балки в положенном месте, этот груз перерезался и если хлеб падал на основание, это предвещало рождение в семье мальчиков, а если он лежал перевёрнутый на верхнюю корку, то ожидать следовало только девочек.

Плохим предзнаменованием считалось, если каравай, упавший с матицы катился к входной двери, поскольку это сулило скорую смерть главы избы.

Чтобы привлечь в дом удачу и благополучие, хозяева после установки центральной балки ставили на стол только что сброшенный с неё хлеб, а также другие яства, называвшиеся «матичным угощением». Они предназначались для рабочих, занимавшихся монтажом жилища. Экономить на этом застолье было не принято, поскольку строители должны были покинуть стройку довольными.

Помимо каравая, сверху для достатка в доме, могли кидать хмель или зёрна пшеницы, при этом читая определённую молитву.

Перед тем как прибить матицу на неё надевалось прочное кольцо, в которое продевался шест –оцеп, предназначенный для закрепления младенческой колыбели. Таким образом, на Руси матери-матице крестьяне доверяли самое ценное, что у них было – жизнь своих детей.

Русский символизм в литературе

В то же время, когда в России зарождается символизм, там литература знает Серебряный век (по- русски  : Серебряный век – Sieriébriany vek). Именно в это время зародилось несколько новых школ поэзии и появились новаторы в литературе, которые отчасти были представителями символизма или находились под его влиянием: Вячеслав Иванович Иванов , Андрей Бьели , Александр Блок , Константин Бальмонт .

Однако в русской символике не было единства дизайна, единства стиля, единой школы. По крайней мере, не в первой волне этого движения. Вторая волна, начавшаяся с движения « Голубая роза » и одноименной выставки 1907 года, пыталась еще больше объединить общие принципы, объединяющие художников.

Поэт и драматург Валери Брюсов называл символизм «поэзией аллюзий» . В более широком смысле символизм можно рассматривать как modus cogitandi и modus vivendi , то есть как истинное понимание мира. Представители этой концепции считают, что только искусство позволяет достичь идеала, получить доступ к царству божественного, души. Роль поэта-символиста – быть вдохновителем новой жизни, пророком, помогающим в создании нового человека. Дух поэта-символиста величайший на земле, а искусство, которое он вдохновляет, находится в высших сферах человеческой натуры.

С 1910 года эстетика акмеизма от Николая Goumilev в отличие от символизма господствовавшего тогда в русской поэзии. Акмеисты утверждают, что использование простого и конкретного языка позволяет довести поэтическое измерение повседневной жизни до пика. Они критикуют оккультный и религиозный аспекты символизма и отвергают его стремление к познанию скрытых истин и загробной жизни.

Предшественники русского символизма

Русский символизм изначально имел те же предпосылки, что и западный символизм: кризис позитивной концепции мира и морали (в России в контексте кризиса народнической культурной традиции). Первый принцип предшественников русского символизма – панэстетизм: эстетизация жизни и стремление заменить логику и мораль эстетикой. Изречение «Красота спасет мир» получает новый свет. Русский символизм активно вбирает в себя западную литературу и старается включить в круг своих тематик и центров интереса все явления мировой культуры, отвечающие принципу чистоты свободного искусства. Классическая древность , то ренессанс , то романтизм тех времен , в которых Валерий Брюсов , Дмитрий Мережковский , Николай Мински и другие находят художник и поэт – символистов. Само искусство начинает пониматься как накопительство, сохранение красоты (чистого опыта и истинного знания). «Природа создает незаконченных монстров, фокусник завершает свое дело и дает жизни свое прекрасное лицо» ( Константин Бальмонт ). Но в русской литературе второй половины XIX – го  века, специфические принципы , налагаемые на искусстве необходимых связей с землей, люди с властью. Поэтому первые публикации русских символистов еще не были адаптированы к русской душе и встретили очень холодный прием. Следующее поколение интенсивно работало над интерпретацией панэстетизма, смешивая их с философскими, религиозными и мифологическими исследованиями. Старые русские символисты ( 1890 г. ) поначалу столкнулись с критикой и публичными чтениями, отвержением и насмешками. Как убедительным и оригинальным движения, символика России появляется только в начале XX – го  века , с приходом нового поколения , которое заинтересовано в людях, русская песня, и имеет большой интерес к русской литературной традиции.

Подражая западным мастерам , молодое поколение символистов открывает все русские национальные дороги. Многие произведения Александра Пушкина ( Пророк , Поэт и др.), Федора Тютчева (прежде всего Silentium! ) Получают новые интерпретации и в некотором смысле становятся проявлениями русского символизма. То же самое и с « Петербургскими новостями » Николая Гоголя . Но самое глубокое, самое грандиозное символическое наследие – это наследие Федора Достоевского . Андре Бьели видит в русском символизме пророческий импульс. Он ожидал больших потрясений. Это ожидание Бьели воспринимает прежде всего в творчестве Гоголя и Достоевского.

До него Константин Батюшков (1787-1855) был еще более ранним представителем символизма. Но он потерял рассудок, когда был еще молод, и перестал писать.

Среди других несомненных предшественников символики, есть еще русские поэты XIX – го  века, представители чистой поэзии , как Афанасий Фет , Яков Полонский , Майков , Евгений Баратынский .

Невозможно представить мир молодых символистов, не вспомнив о фигуре Владимира Соловьева . Софиология соборность , идеал всего знания , стремление к объединению ” эпистемологии этики и эстетики, культ вечной женственности , то русский и западный мир, возможность модернизации религии и воссоединению церквей, эти важные темы на которую опиралось молодое поколение символистов под влиянием Владимира Соловьева в первые годы ХХ века.

Возникновение термина

Направление символизм появилось в 60-70 годах 19 столетия во Франции. Оттуда оно распространилось в другие страны. Его эстетичекие принципы были изложены поэтом Жаном Мореаносом в его статье “Символизм”.

Что такое было предложено автором? Мореанс утверждал, что символ – это противоположность поучению, риторике и длительным описаниям. Идея должна быть представлена в особенной чувственной форме, которая может быть достигнута при помощи воображения. Для этого автор должен использовать особый стиль, включающий в себя тайны, сложные словообразования, иллюзии и недоговоренность.

Представители символизма

Символисты в литературе

Примеры русских писателей и поэтов-символистов:

  • К. Д. Бальмонт (1867 — 1942);
  • В. Я. Брюсов (1873 — 1924);
  • Ю. К. Балтрушайтис (1873 — 1944);
  • И. Ф. Анненский (1855 — 1909);
  • А. А. Блок (1880 — 1921);
  • А. Белый (1880 — 1934).

Примеры иностранных поэтов-символистов:

  • Поль Верлен (1844 — 1896);
  • Артюр Рембо (1854 — 1891);
  • Стефан Малларме (1842 — 1898);
  • Граф де Лотреамон (прозаик и поэт, 1846 — 1870).

Символисты в изобразительном искусстве

Примеры художников-символистов:

  • Михаил Александрович Врубель (1856 — 1910);
  • Эдвард Мунк (1863 — 1944);
  • Гюстав Моро (1826 — 1898);
  • Микалоюс Константинас Чюрлёнис (1875 — 1911);
  • Обри Бёрдслей (1872 — 1898);
  • Джеймс Энсор (1860 — 1949);
  • Фелисьен Ропс (1833 — 1898);
  • Фердинанд Ходлер (1853 — 1918);
  • Макс Клингер (1857 — 1920);
  • Лайош Гулачи (1882 — 1932);
  • Арнольд Бёклин (1827 —1901);
  • Франц фон Штук (1863 — 1928);
  • Поль Гоген (1848 — 1903);
  • Одилон Редон (1840 — 1916);
  • Пьер Сесиль Пюви де Шаванн (1824 — 1898);
  • Яцек Мальчевский (1854 — 1929).

Как называлась центральная балка потолка, её назначение

Крупная балка, проходящая под потолком в деревянных домах, называется матица. Её не закрывают отделкой. Изготавливают либо из цельного бревна с круглым сечением, либо из одного или двух брусьев, которые имеют форму прямоугольника или квадрата.

Она, как и другие балки, обладает, прежде всего, несущей функцией. Основное, для чего она требуется — это поддержка всех остальных перекрытий.

Матица — та самая подпорка, которая все балки на себе держит, чтобы они не прогибались от времени.

Имеется у этого элемента и декоративная функция. Именно благодаря матице, заходя в деревенский дом, словно переносишься в прошлое.

Особенно красиво выглядит этот элемент, когда на его изготовление пускают цельное круглое бревно. Вариантов для использования матицы, чтобы создать особый колорит дома из дерева, можно придумать огромное количество.

Рассмотрим, как укладывают матицу во время возведения здания.

Первым делом вырезают пазы в верхних венцах.

В них закладывают брус или сразу два.

Далее монтируют потолочные балки, а на них настилают черновой пол. Он позволяет свободно передвигаться и возводить крышу.

Если в качестве матицы используется круглое бревно, то его в верхних венцах делают особый паз и в него уже производят установку.

Конечно, это может создать некоторые сложности, когда настанет момент утеплять крышу.

Чтобы облегчить установку матицы, её заранее подготавливали. Процесс заключался в её протрясывании. Благодаря этому воздействию она принимала слегка дугообразный вид.

Матицу укладывали таким образом, чтобы выпуклая часть смотрела вверх, после чего приходила очередь потолочных балок и потолка. Спустя какое-то время собственный и вес потолка приводил к тому, что бревно прогибалось. Так как его заранее выгибали, то в итоге получалась ровная форма.

Эмансипированная и «несоветская» колхозницы

Следующая колхозница на нашем пути, можно сказать, не простая, а эмансипированная. Восьмиметровая золоченая фигура женщины со штурвалом комбайна «Сталинец-4» красуется на одной из башен-пилонов павильона № 34 «Космос», который раньше назывался «Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР». На другой башне расположился мужчина-тракторист с рычагом гусеничного трактора.

«Образ девушки — отголосок специальной пропагандистской компании СССР под лозунгом “Женщины — за штурвал комбайна!”» — рассказывает Павел Нефедов.

Над золочеными трактористом и комбайнеркой павильона «Космос» также поработали реставраторы. Они очистили золотистую мозаику и заменили ее там, где это было необходимо.

Прогулка по ВДНХ подходит к концу у павильона № 422 «Главкондитер», где можно отдохнуть и перекусить. В этом строении в 1950-е годы работали магазин и кафе, а сейчас располагается ресторан. Здание украшено высокой ротондой, под куполом которой в изящной позе стоит одетая в легкое платье девушка с корзиной фруктов. В правой руке она держит виноградную гроздь, на лице — чуть уловимая улыбка. Возвышенной утонченностью девушка напоминает античную богиню. Подобную образно-пластическую легкость скульптору Марианне Ярославской диктовала архитектура павильона, выполненного в духе парковых построек классицистических ансамблей.

Мы рассказали только о тех статуях, которые были отреставрированы, и посетители ВДНХ могут оценить их красоту и изящество. А многие интересные скульптуры пока скрыты от глаз гостей выставки. К примеру, сейчас реставрируют две парные скульптурные композиции павильона № 59 «Зерно». Они изображают представителей рабочего класса и интеллигенции центральных областей. Также ведутся работы по обновлению скульптуры на павильоне № 51 «Мясная промышленность» — знаменитого бойца с быком. Статуи вновь предстанут перед посетителями выставки, когда завершатся реставрационные работы.

Особенности русского символизма

Русский вариант течения изначально имел те же особенности и характеристики, что и западный, однако со временем показал свои особенности. Эстетизация жизни и панэстетизм – это база, которой обладал русский символизм. Что такое это? Под этим понимают желание заменить существующею логику и мораль разнообразными новаторскими формами.

Русских символистов вдохновляют исторические эпохи романтизма, античности и Ренессанса. Искусство начинает восприниматься как хранитель всего прекрасного и чистого. Особенно важна связь культуры с народом, государством, и почвой. Это отличало символизм России от течения в других странах.

Видео описание

Почему лопнула балка перекрытия, смотрите на видео:

Для того чтобы узнать нагрузку на конструкцию, необходимо сложить переменное значение и постоянное. Последнее включает в себя предварительную массу самих балок, утепление, подшивку потолка, черновой и чистовой пол. К временной относится масса мебели и людей – примерно 150кг/м2 – согласно нормативным документам жилых помещений.

Для чердака значение временной нагрузки может быть меньшим, но лучше не рисковать, и при расчетах использовать такую же. Так вы обеспечите определенный запас прочности и в будущем при желании сможете оборудовать мансарду в чердачном помещении без реконструкции несущих элементов.

Расчет деревянной балки производят по таким формулам:

q — это нагрузка на кв. м перекрытия, включающая массу конструкций и 150 кг полезного значения. Указанные величины нужно умножить на расстояние между балками, поскольку для вычислений нужно нагружение на погонный метр, а изначально величина рассчитана на квадратный.

l2 — расстояние между несущими стенами, на которые опирается прогон, взятое в квадрате.

Зная Wтреб, можно подобрать сечение перекрытия. W = b*h2/6. Зная W, составляется уравнение с одной неизвестной. Здесь достаточно лишь задать одну геометрическую характеристику b (ширину сечения) или h (его высоту).

Основные черты

Главнейшей составляющей этого течения является, конечно же, символ. Его создают принципиально многозначным, в связи с чем становятся возможными бесконечные вариации трактовок. Это, в свою очередь, ознаменовало произведение символиста как творческий акт и самого писателя, и читателя.

Существуют ещё особенности символизма. Основу любого символа, как правило, составляют философия и мистицизм. Символизм в поэзии основывается на внутреннем мире лирического героя, на его трагических состояниях и переживаниях. Однако помимо этого, герой ощущает некую таинственность, связь с вечностью.

Со временем у символистов появилась даже собственная мифология. Так образовалась идея «двоемирия», то есть существование мира реального и потустороннего. Такая концепция отсылает читателя больше в эпоху романтизма, несмотря на то, что термин появился как раз в 20 веке.

Также символисты были уверены, что единственным верным способом познания мира являются духовный опыт человека и его творческая интуиция, но никак не разум. Именно поэтому произведения символизма порой не поддаются рациональному анализу. Поэт фиксируют ощущения и состояния, а не передают конкретный образ с понятным смыслом.

Способы декорирования

Каждый стиль интерьера требует определенного способа внешнего оформления балок. Так, в классическом и викторианском интерьере потолочный декор органично дополнит резьба, позолота, изящные узоры и виньетки. В магазине можно приобрести готовое изделие из полиуретана.

Интерьер в стиле хай-тек оформляют с помощью балок, имитирующих гладкую, ровную металлическую поверхность. А для деревенских стилей, наоборот, выбирают рельефные поверхности с ярко выраженной древесной фактурой.

Чтобы выделить потолочные балки в интерьере, используют следующие приемы:

  • Эффект состаривания. Поверхности, имитирующие старинное дерево, актуальны для стилей прованс, рустик, шебби-шик, кантри и лофт. Для создания имитации можно использовать сухую строганую доску из мягкой древесины. При обработке ее карщеткой с поверхности выбираются волокна. Предварительно доску можно обработать топориком, создав на ее поверхности выемки и сколы. Затем обеспыленную поверхность доски покрывают масло-воском. Через сутки наносят слой масла на водной основе. Через 30 минут покрытие растирают сухой ветошью.
  • Окрашивание. Независимо от материала изготовления, балка может быть окрашена в любой цвет – в тон потолку или контрастно.
  • Чтобы сохранить и подчеркнуть природный рисунок дерева, его покрывают прозрачным лаком. Состав усиливает оттенок и защищает материал от вредных воздействий.
  • Древесина – мягкий и податливый материал, поэтому балки могут быть украшены резным декором. Рисунок выбирают в зависимости от стиля интерьера.

Приметы

В прежние времена с матицей было связано много суеверий. Согласно поверью, за условную линию матицы могли заходить только домочадцы или знакомые семьи, кого хозяева лично приглашали пройти в дом. Незнакомцы или люди, не получившие соответствующего разрешения от главы дома, были обязаны сидеть на лавке, расположенной по другую сторону от центрального бруса.

В любой старинной избе обеденный стол непременно ставился перпендикулярно осевому бревну.

Большую роль оно играло в свадебном ритуале. По обычаю, если кто-то из гостей садился под матицу, это означало, что пришли они в этот дом не просто за угощеньем, а, чтобы посватать девицу. На Псковской земле в день свадьбы именно под матицей в последний раз в отчем доме причёсывали волосы дочери. Здесь же существовало поверье, по которому если невеста при входе в избу свекра первым делом смотрела на матицу, ей были обеспечены в новой семье любовь, уважение и забота.

Перед отправкой в долгую дорогу, путник обязательно должен был дотронуться до матицы, чтобы его путешествие увенчалось успехом, и он целый и невредимый вернулся в родные пенаты.

Обеспечивая безопасность новокупленного домашнего скота, крестьяне прибегали к магическим манипуляциям: выстригали клочок шерсти или выдерживали пару перьев у животных, которые подтыкали под матицу. Туда же вешался зуб от старой бороны, предохранявший дом от блох и клопов, а также лекарственные растения-обереги.

По поверьям просадка матицы в реальной жизни или в сновидении предвещала скорую смерть матери семейства.

Главная потолочная балка избы служила препятствием для ходячих мертвецов и всякой нечистой силы, поскольку именно в ней обитал древесный дух, защищавший жилище от неприятностей и мифических существ.

Способы обработки деревянного декора

Балки из натуральной древесины в декоративных и защитных целях обязательно подвергаются дополнительной обработке. После нее дерево приобретает повышенную стойкость перед воздействием влаги, горячего пара. Оно становится неуязвимо перед плесенью и грибком. Для нанесения составов используют валик, щетку или краскопульт. Для внутреннего использования приобретают только экологически чистые препараты.

Следует ли предварительно выполнять шлифовку деревянной поверхности, становится ясно при оценке внешнего вида древесины. Если на ней отсутствуют заметные дефекты, то шлифовку можно не выполнять.

Если стоит вопрос, что выбрать – масло или краску, то для жилых помещений лучшим вариантом будет масло, которое не влияет на способность древесины «дышать».

При выборе лака следует помнить о том, что в зависимости от его разновидности, древесина приобретает разный эффект. С помощью полиуретанового, эпоксидного или мебельного лака на водной основе можно подчеркнуть естественный рисунок дерева.

Алкидный лак придает поверхности эффект сияния, а шелковый блеск дерево приобретет при использовании вместо лака пинотекса. Этот состав способен также защитить дерево от гниения.

Для получения определенного оттенка дерева используют морилку.

Процесс обработки балок на потолке выглядит следующим образом:

  • Выполняют подготовку поверхности: очищают от загрязнений и шлифуют.
  • Наносят морилку, стараясь не оставлять разводов.
  • После того как морилка полностью высохнет, наносят лак. При этом стоит помнить, что тонкий слой лака долговечнее, чем толстый.

Стиль оформления

Потолочные балки встречаются не только в традиционных деревенских интерьерах типа Прованс, рустик или кантри. Современные «холодные» интерьеры становятся более теплыми и уютными с деревянными балками на потолке. Особенно эффектно они смотрятся в тандеме с бетонными стенами и кирпичной кладкой.

В зависимости от способа внешнего оформления, такой декор будет уместен в классическом стиле, английском, скандинавском или в современном минимализме, лофте, стиле хай-тек.

В классических интерьерах на потолке используют балки четкой ровной формы из благородных пород дерева, украшенные резным декором, изящным цветочным орнаментом с позолотой или серебром

Такое оформление притягивает внимание и придает интерьеру атмосферу роскоши и величия

Поверхность покрывают прозрачным матовым лаком. Цвет может быть глубоким коричневым, черным или белым. Можно использовать легкие конструкции из полиуретана с идеально ровной поверхностью или лепным декором.

Преимущество полиуретановых изделий заключается в их небольшом весе, что позволяет монтировать их на любое перекрытие. Такие конструкции – полые внутри. Это позволяет монтировать встроенное освещение, делая балку функциональной.

Скандинавский стиль предполагает наличие большого количества естественного света. Потолок и стены в нем обычно белого цвета. Полы изготавливают из светлой древесины. Балки на потолке могут быть естественного светлого оттенка дерева или окрашенные в белый цвет.

В стиле хай-тек используют потолочные балки из дерева или металла. При этом рекомендуется учитывать вес конструкции и несущие способности потолка.

Балки в интерьере, оформленном в стиле лофт, являются обязательным атрибутом. Они могут быть деревянными или металлическими. Для деревянных разновидностей приветствуется грубоватый «необработанный» внешний вид. Металлические балки окрашивают в темный серый или черный цвет. Желательно, чтобы на их поверхности явно угадывались сварные швы, болты, заклепки. Если изначально плиты перекрытия уложены на бетонные потолочные балки, то их оставляют открытыми в естественном виде без наружной отделки.

С помощью потолочных балок из полиуретана стиль лофт можно воплотить в обычной городской квартире. Этот материал отличается небольшим весом, легко поддается обработке и надежно закрепляется на потолке. Может имитировать любую поверхность, например, древесину. В квартире с невысоким потолком имитировать балки можно с помощью досок небольшой толщины.

Если для кантри стиля подходят деревянные балки в естественном природном цвете, то для стиля прованс их окрашивают в белый цвет. Встречаются варианты из очень светлой древесины. Можно использовать прием окрашивания потолочных балок в тон кухонного гарнитура, если речь идет об оформлении интерьера кухни.

Примеры новых тем символистов

Для представителей новой литературной школы была характерна тема одиночества. Только в отдалении и полном уединении поэт способен на творчество. Свобода в их понимании – это свобода от общества вообще.

Тема любви переосмысливается и рассматривается с другой стороны – «любовь – испепеляющая страсть», но она является препятствием на пути к творчеству, она ослабляет любовь к искусству. Любовь это то чувство, которое приводит к трагическим последствиям, заставляет страдать. А с другой стороны она изображается, как чисто физиологическое влечение.

  • Тема урбанизма (воспевание города как центра науки и прогресса). Мир представляется как две Москвы. Старая, с темными дорожками, новая- город будущего.
  • Тема антиурбанизма. Воспевание города как определенное отторжение от прежней жизни.
  • Тема смерти. Была очень распространена в символизме. Мотивы смерти рассматриваются не только в личном плане, но и в космическом (гибель мира).


Валерий Яковлевич Брюсов

Несущая балка в интерьере

В некоторых домах и квартирах старого фонда встречаются несущие балки на потолке. В этом случае возникает вопрос, как органично вписать этот элемент в интерьер. Существует несколько вариантов:

  • Если интерьер оформлен в стиле лофт или хай-тек, то ригель можно оставить как есть, без отделки. В остальных интерьерных стилях такой элемент будет вносить явный диссонанс.
  • Самый простой вариант сделать несущий элемент незаметным заключается в окрашивании его в тон потолка.
  • Потолочную балку можно обшить листами ГКЛ при создании ниши, пустив короба по периметру помещения. Внутри обычно монтируют точечные светильники, делая конструкцию не только красивой, но и функциональной.
  • Вариант, когда несущий элемент полностью зашивают гипсокартоном или прячут под натяжной потолок, подходит только для конструкций небольшой толщины или высоких помещений, в ином случае будет потеряно много свободного пространства и комната станет визуально меньше.
  • Если интерьер приветствует наличие балок, то существующий ригель дублируют, включая в общий ансамбль декоративных элементов потолка.
  • Оригинальный прием – обшивка потолка и ригеля зеркальными панелями.

Удачным можно считать расположение несущей конструкции в помещении с несколькими функциональными зонами. Здесь ригель может зрительно обозначить границу между кухней и столовой. Также выступающий на потолке элемент можно сделать частью перегородки.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий