Популярные модели
Итак, популярные модели:
Крот. Однокорпусный, масса 8,59 кг. Глубина захвата грунта которого 15-20 см. Применим с мотоблоками «Пахарь», «Каскад», «Нева», «Агат», «МБ-2», «МБ-1 Ока», «Hitachi S169», «НМБ-1 Угра»;
П1-20/2. Однокорпусный, масса 8,5 кг. Глубина захвата грунта 15-20 см. Подходит к мотоблокам «Hitachi S169», «Агат», «Мобил К G85», «МБ-2», «Нева», «Луч»;
П1-20/3. Оборотный, однокорпусный, масса 13 кг. Глубина захвата грунта такая же, как и у вышеуказанных моделей. Возможно использование с минитракторами «Ghepard», «Агро», «МТЗ Белорус», «Мобил К G85»;
Салют. Универсальный однокорпусный, масса 8 кг, как видно на фото. Глубина – 15-20 см. Подходит к минитрактору «Вулкан», «Зубр», «Зирка», «МБ», «Нева», «Кентавр»;
Зыкова. Научно-техническая разработка, двухкорпусный плуг для мотоблока, масса 9 кг. Глубина обработки 20-25 см. Используется с минитракторами «Нева», «Салют», «Фаворит», «Гепард», «Зирка», «Пуберт» и др., подходит практически ко всем мотоблокам;
Оборотный, например, GS12, GS101, весит 18 кг, глубина – 20-25 см;
Двухоборотные весят около 15 кг, глубина обработки почвы 15-20 см;
Роторный. Оборотный с несколькими лопастями, который можно использовать практически со всеми моделями мотоблоков. Вес 40 кг, глубина – 30 см.
Судя по описанию вышеуказанных моделей, цена колеблется в пределах 1-5 тыс. руб. Конечно, роторная модель идет обособлено за счет своей конструкции и цены. Но кроме различий в цене существуют модели, заслуживающие отдельного внимания.
Самодельные варианты
Сама концепция плуга крайне проста и не менялась ещё с древних времён. Только с небольшим отличием, раньше использовались лошади и деревянное рало, а сейчас мотоблок и железный плуг.
Отличаются они, по сути, дела только материалом. Сейчас работать с железом и сваркой должен уметь каждый мужчина.
Поэтому на различных форумах можно встретить чертежи плугов, которые изготавливались. Идёт обсуждение концепции и каких-либо недостатков её или поправок, которые могут повлиять на конечный результат. И, в конце концов, люди своего добиваются, и получается весьма хороший результат.
А самые терпеливые люди снимают пошаговую видео инструкцию, как сделать плуг своими руками в домашних условиях.
В итоге им удаётся собрать конструкции, которые абсолютно ничем не уступает плугу промышленного производства. А зачастую и превосходят, ведь то, что сделано своими руками всегда лучше купленного.
Частые проблемы и их решения
Помните, что плуги конструкционно отличаются друг от друга. Общий процесс регулировки похож, а вот элементы, по которым происходит настройка, могут различаться. Перед началом подключения и настройки прочтите инструкцию, которая прилагается к устройству.
Это же касается и мотоблока. Уточните, исходя из инструкции, нужно ли менять колеса на грунтозацепы, и какого диаметра они должны быть. На мотоблоки легкого и среднего класса рекомендуют устанавливать утяжелители, чтобы агрегат заглублялся под весом машины. Если плуг настроен правильно, а машина все равно буксует, то значит агрегат слишком большой для мотоблока вашей мощности. Эту проблему можно решить при помощи установки утяжелителей.
При выборе устройства ориентируйтесь на мощность мотоблока. Чем тяжелее машина, тем больше в диаметре можно установить плуг. На тяжелые дизельные мотоблоки устанавливают двухкорпусные устройства, которые увеличивают производительность обработки участка.
Конструкция плуга проста и понятна — главное внимательно относиться к самому агрегату и здраво мыслить при его подключении. Помните, что за агрегатом надо так же ухаживать, как и за мотоблоком. Очищайте свой агрегат после пахоты, старайтесь не вспахивать каменистые почвы и проводите своевременное обслуживание своего помощника.
Изготовление своими руками
Самодельный плуг — это конструкция, созданная специально под имеющийся мотоблок. Она оптимальным образом подходит для имеющихся условий работы:
- тип почвы;
- особенности сельскохозяйственных культур;
- ширина борозды;
- глубина вспашки;
- мощность мотоблока.
С учетом этих факторов можно получить максимально производительный и функциональный плуг.
Самодельный плуг для мотоблока
Однако для этого необходимо обладать определенным опытом работы с данным мотоблоком, знать его особенности и эксплуатационные параметры. Кроме этого, необходимо знание конфигурации рабочего органа, а также — наличие подходящих материалов. Наконец, потребуются сборочные чертежи, которые не каждый пользователь может создать самостоятельно.
Размеры разных видов плуга могут различаться
Выбор конструкции
Выбор наиболее подходящей конструкции — это первый и самый важный этап. Его целью является создание сборочного чертежа со спецификацией — полным списком необходимых деталей с указанием количества материалов для них. Это поможет ускорить работу и избежать ошибок. Если приближается пахотный сезон, исправлять недочеты некогда, поэтому, надо сделать все за один раз.
Если собственных вариантов нет, можно выбрать готовый чертеж из сети. Их немало, что дает возможность подобрать наиболее подходящий вариант и модифицировать его под имеющиеся условия. Необходимо учесть тип сцепного устройства, предусмотреть возможность изменения глубины вспашки.
Кроме этого, надо разработать форму и размеры лемеха. Это самая ответственная деталь плуга, выполняющая всю основную работу. Необходимо подобрать параметры, соответствующие особенностям почвы, размеру пахотного участка и прочим эксплуатационным требованиям.
Инструменты и материалы
Для изготовления плуга потребуются:
- листовой металл для изготовления отвала;
- полоса твердосплавного металла для лемеха;
- полоса стали для сборки стойки (толщиной 10 мм);
- отрезок профильной трубы для сборки сцепного узла;
- регулировочные винты, резьбовые соединения, шкворни для соединения плуга с мотоблоком;
- болгарка с отрезным и шлифовальным кругами;
- электродрель (лучше сверлильный станок) с набором сверл;
- сварочный инвертер с электродами;
- средства индивидуальной защиты, используемые при проведении сварочных работ;
- инструменты для измерения и разметки.
Перечислены только самые необходимые принадлежности. В процессе работ могут потребоваться дополнительные инструменты или материалы (в зависимости от особенностей конструкции).
Порядок изготовления
Порядок изготовления плуга во многом определяется в процессе выбора конструкции и составления сборочного чертежа.
Есть возможность собрать собственноручно и дисковый плуг для техники
Необходимо выполнить следующие действия:
- отрезать отвал и согнуть его нужным образом;
- отрезать полосу твердосплавного металла и соединить его с отвалом, образуя лемех с заданным углом атаки. Чем он больше, тем легче плуг входит в грунт;
- рабочий орган прикрепляют к стойке с помощью сварочного инвертера. На стойке делаются отверстия для настройки глубины вспашки. Кроме этого, изготавливают опорный элемент с упором для отвала;
- изготавливается горизонтальный узел соединения с мотоблоком. Отрезается кусок профильной трубы, с одной стороны приваривают соединительные площадки с отверстиями для крепления к стойке, с другой — соединительный элемент с мотоблоком;
- производится пробная установка плуга на мотоблок. Если никаких замечаний нет, окончательно обваривают и шлифуют все соединения.
Приведенная схема сборки используется при изготовлении простого однокорпусного плуга без опорных колес. Если выбрана другая конструкция, вносятся соответствующие изменения.
Установка и настройка плуга
После завершения сборки плуга его необходимо установить и настроить глубину вспашки. Для этого существует один простой и действенный метод:
- изготавливается площадка, высота которой соответствует требуемой глубине вспашки;
- мотоблок ставится на площадку, а плуг ставится на землю так, чтобы его нижняя часть плотно опиралась на грунт. Пятка плуга обязательно должна соприкасаться с почвой, никаких наклонов быть не должно;
- в этом положении производится соединение стойки со сцепным узлом.
Установка и регулировка
Мнение эксперта
Кузнецов Василий Степанович
В результате возникает положение плуга, при котором он не может войти в почву слишком глубоко, но и не будет выскакивать на поверхность. Останется только опробовать его на практике и выполнить дополнительные настройки, если в них возникнет необходимость.
Плуг Зыкова, видео и описание:
Отличительной особенностью данного устройства, является то, что благодаря специально разработанной форме он отлично распахивает землю, кроша и переворачивая её. Данная особенность позволит практически полностью избавиться от сорняков.
Плуг Зыкова, состоит из корпуса с лемехом, стойки крепящейся к мотоблоку, полевой доски, с помощью которой техника опирается в стенки борозды и делает модель устойчивей, опорной части, пера, которое переворачивая почву, дает возможность получить ровную и однородную пашню.
Роторный плуг, и его характеристики:
Этот агрегат в корне отличается от других моделей, в связи с чем, часто сравнивается с культиватором. Конструктивно данный агрегат состоит из нескольких лемехов, загнутой формы, закрепленных на одной оси. При включении ось вращается и переворачивает землю. Это значительно отличает роторный плуг от культиватора.
При незначительном физическом усилии роторный агрегат может обрабатывать почву на глубину 25-30 см. Работа с такой техникой достаточно проста, так как передвигаться можно по различным траекториям, а не только по прямой, в отличие от других. Среди специалистов разгораются споры относительно эффективности данного агрегата, однако он все равно пользуются популярностью среди дачников, которые используют его при обработке уплотненной или заросшей почвы.
Приобретение дорогостоящего роторного плуга для обработки небольшого участка не целесообразно, дешевле будет оплатить работу профессионалов с соответствующей техникой. После первого распахивания почвы работать с ней впоследствии станет гораздо проще. Не сильно плотную почву можно обрабатывать агрегатами более простой конструкции. Поэтому решайте свои задачи исходя из этих рекомендаций, не тратьте лишние средства, ради мощностей которые будут работать в холостую. До новых встреч и удачи вам в обработке вашего участка!
Окучники для мотоблока МТЗ
Окучники являются важным оборудованием для облегчения сельскохозяйственных работ. С помощью этого инструмента можно быстро и легко сделать борозды для высадки различных культур. Но в основном их применяют для окучивания картофеля.
Окучник универсальный ОУ-00.000-01 к мотоблоку МТЗ
Различают несколько видов окучников:
- Оборотного типа, состоящие из двух плугов и являющиеся самыми распространенными;
- Дискового типа – считаются самыми эффективными и делающих борозду с помощью двух вращающихся дисков.
- Активного типа – относят к особым окучникам, так как этот окучник вначале поднимает слой земли, измельчает его, а потом только отбрасывает.
От производителя
Фирменной моделью окучника, адаптированной под мотоблок Беларус является ОУ-00000-01. Достоинством модели является возможность регулировки расстояния между двумя плугами из которых он состоит. Ширина может варьироваться от 45 до 70 см. что очень удобно, когда расстояние между грядками различное. Само устройство весит 20 кг, поэтому Беларус может развивать скорость до 4 км/ч.
Окучник универсальный ОУ-00.000
Аналоги окучников для мотоблока МТЗ
Если рассматривать альтернативу фирменным моделям, то стоит остановить свой выбор на продукции лидского механического завода, который выпускает плуги и окучники адаптированные для Беларуса. Называется модель ОК-2 и обладает такими же параметрами, как и фирменный окучник. Кроме веса, который составляет 12 кг. и глубины погружения, которая несколько меньше, чем у оригинала и равна 12 см.
Окучник ОК-2
Широкий ассортимент оборудования представляет , среди которого есть и дисковые, и универсальные окучники. Потребитель может выбрать для себя оптимальный размер дисков, которые представлены в различных размерах от 18 до 36 см. в диаметре, соответственно, погружаются они только на половину диаметра и производят обработку только одного ряда.
Самодельные устройства окучников для мотоблока МТЗ
Самым легким и не трудоемким вариантом является изготовление оборотного окучника, который состоит из двух плугов. Изготовление дискового и роторного окучника потребует немало сил и терпения.
Берутся два плуга и цепляются на раму, а потом к сцепке на Беларусе. Рама изготавливается Т-образной формы из квадратной трубы.
Видео обзоры
Видео обзор работы мотоблока МТЗ 09Н с дисковым окучником
Видео посадки картофеля
Видео обзор работы с универсальным окучником для мотоблока МТЗ
Видео обзор работы с роторным плугом
Регулировка
Чтобы правильно пахать плугом на мотоблоке, нужна точная настройка. Ниже, полная инструкция, которая поможет отрегулировать для легкой вспашки земельного участка.
Оборотный плуг для вспашки делает отвал на одну сторону с переворотом пласта. Прежде чем пахать, требуется настройка положения в трех позициях:
- Глубина пахоты (лемех опускают или поднимают).
- Угол наклона лемеха (поперек оси борозды, влияет на градус оборота пласта).
- Угол атаки (вдоль оси борозды, положение лемеха относительно грунта).
Для такой регулировки на большинстве навесных кронштейнов и мотоблоков предусмотрены отверстия в разном положении и регулировочные винты.
Сначала регулируют положение самого лемеха в кронштейне (глубина вспашки). Лемех передвигают вверх или вниз, чтобы добиться нужной глубины вспашки. (15-20 см).
Затем устанавливают положение кронштейна с плугом относительно мотоблока (угол наклона лемеха). Для этого на большинстве моделей в месте крепления навесного кронштейна к корпусу мотоблока есть возможность дополнительной регулировки по глубине, а также установка угла наклона. Сделать это можно так:
- Левое колесо поднимают на прокладках на высоту, равную глубине предполагаемой вспашки. Например, 17 см. При этом закреплённый плуг тоже наклоняется.
- Отпускают болты крепления кронштейна плуга и поворачивают его так, чтобы лемех снова стал перпендикулярно земле, под 90 градусов.
В результате получается примерно такой наклон:
Кроме регулировки по глубине и углу наклона, требуется регулировка угла атаки плуга. Это угол, под которым режущая часть лемеха входит в землю. Регулировку проводят предусмотренным для этого винтом на кронштейне. Среднее значение этого угла выставляют так:
- Мотоблок с плугом ставят на ровную площадку так, чтобы лемех полностью лежал на земле, параллельно ей.
- Регулировочным винтом поднимают заднюю часть плуга так, чтобы она поднялась над землей на 2.5 см, а передняя режущая кромка оставалась лежать на земле.
Это самый оптимальный угол атаки для большинства плугов. Если возникают проблемы (нетипичный грунт, нестандартная форма плуга), угол меняют путем проб.
Проблемы с неправильным углом атаки – плуг зарывается в землю, мотоблок не тянет. Надо поднять нос лемеха.
Или наоборот, лемех при пахоте выскакивает из земли вверх, требуются большие усилия, чтобы давить на мотоблок вниз. Тогда нос лемеха опускают.
На фото – плуг с винтовой регулировкой положений:
При этом на вертикальной планке крепления лемеха к кронштейну отсутствуют отверстия для регулировки глубины вспашки.
Такие отверстия есть на следующей модели:
В продаже есть десятки разновидностей навесных плугов для мотоблоков с разными механизмами и узлами регулировки. Но все они должны регулироваться по трем вышеперечисленным позициям – глубина вспашки, угол наклона относительно мотоблока, угол атаки. При выборе следует учитывать возможности и удобство таких регулировок, а также соответствие размеров лемеха мощности мотоблока.
Настроить плуг можно до такой степени точно, что мотоблок может пахать огород сам, без участия человека. Пахарю остается только развернуть его и направить в борозду. Пример такой работы можно увидеть на следующем видео:
Процесс идеальной настройки может только казаться сложным. На самом деле это просто правильное выполнение вышеописанных настроек по глубине, наклону и углу атаки. Плюс к этому хозяин мотоблока на этом видео выполнил еще два технических приема: утяжелил колеса по 20 кг в каждое и доработал плуг, сделав острой верхнюю часть плуга.
На практике, можно обойтись без этого, навесив груз на переднюю часть мотоблока и используя стандартные металлические колеса с грунтозацепами. Смысл показанной на видео заточки верхней части плуга, которая не входит в землю и не режет её, понять вообще трудно.
Вспашка мотоблоком с металлическими колесами-грунтозацепами:
При вспашке одно колесо мотоблока, как правило, идет по готовой пропаханной борозде. Таким образом, ширина между бороздами определяется сама собой. Она равна расстоянию от колеса до центра режущего лемеха и регулировке не подлежит. В теории, это расстояние можно изменить, если передвинуть колесо по оси или изменить положение крепления кронштейна плуга к мотоблоку. На практике это может потребоваться только если используется маленький плуг с не широким захватом.
Как монтировать готовый плуг на мотоблок
настройку и монтаж плуга
После этого присоединяют плуг, выполненный вашими руками к мотоблоку с помощью навесного устройства. Крепежные гайки следует не полностью затягивать, чтобы можно было регулировать агрегат. Следующим этапом выполняется фиксация плуга к серьге вашего мотоблока двумя штырями. После окончания этих манипуляций можно начинать регулировку самого плуга.
Регулировка устройства на мотоблоке
Регулировка сделанного вашими руками плуга на мотоблоке проводиться с максимальным соблюдением всех условий, ведь от регулировки зависит и качество вспашки.
Регулировка осуществляется в следующем порядке:
- для начала необходимо мотоблок установить на спец. подставку и произвести балансировку. Высота подставки прямо определяет вашу глубину вспахивания. Высота подставки для мерзлой почвы должна быть не более 25 сантиметров, а для весеннего прогретого грунта не более 20 сантиметров;
- после балансировки, болтами регулировки, устанавливаем угол наклона вашего плуга так, чтобы его «пятка» параллельно располагалась поверхности почвы;
- после монтажа плуга, мотоблок снимают с подставки и ставят на землю. Регулируем руль мотоблока так, чтобы управляющие рычаги находились примерно у пояса водителя;
- на последнем этапе регулировки производим оценку правильности настройки плуга. Для этого произведем контрольную вспашку тремя бороздами с измерением качества отвала срезанного грунта и глубины среза, а также расстояния между пахотными бороздами. В случае если между бороздами расстояние превышает 100 миллиметров, или они начинают перекрывать друг друга, требуется выполнить повторную регулировку.
Настройка плуга на тяжелых мотоблоках
В статье рассматривались так называемые легкие мотоблоки, которые в большинстве своем используются на дачах. Но также имеются тяжелые разновидности. Главные их отличия в том, что последние в разы мощнее и более громоздкие. Также на них устанавливаются дизельные двигатели. Такой выбор обусловлен тем, что при одинаковом объеме в рабочем числе оборотов дизель имеет больший крутящий момент, нежели бензиновый двигатель.
Установка и настройка плуга на данный тип техники ничем не отличается от того, что был описан выше. Единственное, что стоит отметить – настройку лучше совершать двум работникам, потому что вес тяжелых мотоблоков порой превышает 200 килограмм.
Роторный плуг – особенности и преимущества
На его оси можно прицепить несколько лемехов. При обработке ось поворачивается, а вместе с ней – пласты почвы. Такой плуг отлично показывает себя при глубокой пахоте, когда лемех требуется углубить на 30 см под землю.
Такая техника дает практически неограниченный возможности при обработке земли дает плуг, оборудованный ротором. Это устройство очень похоже на гребень. В зависимости от модели инвентарь этой группы может отличаться по размерам и форме. Единственная черта, которой обладают все плуги этой категории – расширение корпуса в его верхней части.
По принципу изготовления такое оборудование делится на барабанные, лопастные, шнековые и лопаточные плуги. Агрегаты первого типа оснащаются жесткими толкателями, могут иметь пружинные пластины или быть комбинированными. Плуги второго типа снабжаются диском с лопастями, которые вращаются при обработке.
Ротационный плуг дает возможность выполнять стружку любой толщины с различной степенью рыхления почвы.
Он эксплуатируется на низких тягах, так как снабжается элементами, воздействующими на землю сверху вниз. При этом пласты грунта отбрасываются на сравнительно большие расстояния. Это позволяет удобрять почву и перемешивать ее.
Оборотный плуг для мотоблока: делаем в домашних условиях
Оборотный (реверсивный) плуг к мотоблоку внешне отличается изогнутой формой, которая способствует переворачиванию на 1800 верхнего пласта почвы. Получил огромную популярность на твердых почвах, обычное рыхление на которых не приносит ожидаемого результата. Его устройство является наиболее сложным среди других разновидностей. Универсальный вариант реверсивного (оборотного) плуга представлен на рисунке.
Детализация размера элементов конструктива произведена на чертеже.
Для его изобретения понадобится сделать (обозначения согласно чертежа):
- лемехи (а) в стальном исполнении. Желательно, чтобы они были съемным для возможной заточки или модернизации. Режущая часть проходит обработку на наковальне и затачивается. Нижний из них предназначен для врезания в почву, верхний – переворачивает срезанный слой. Усилить прочность последнего можно уголком, приваренным к нему;
- сформировать отвал, способов чего существует несколько. Согласно одному из них, берется стальная труба диаметром не более 6 см, к которой прикладывается картонная заготовка. Между образующей трубы и трафарета должно быть около 20 0;
- боковую часть стойки (б);
- пластину для распорки (в);
- основание изделия (г);
- уголок (д);
- стойку (е).
На схеме представлена последовательность сборки поворотного плуга, где 1 – лемех, 2 – боковая часть стойки и 3 – вспомогательный лист.
Разновидностью стандартного реверсивного плуга является поворотный плуг Зыкова, отличительной особенностью которого является усиление лемехов стальными заготовками на болтовых стяжках и большой угол атаки. Дополнительным колесом можно добиться устойчивости конструктива.
На предложенном чертеже он выделен желтым цветом.
Настройка мотоблока
Работа с мотоблоком начинается с его настройки. Она зависит, прежде всего, от площади вспахиваемого участка, а также от качества почвы. Некоторые универсальные правила помогут настроить технику правильно:
- Рекомендованный диаметр грунтозацепов – 50-60 см, а ширина – 18-20 см. Если размеры меньше указанных, техника не даст возможности сделать ровную борозду, ее будет водить по разным сторонам.
- Обод колес предпочтительно выбирать сплошной, чтобы на него не набивалась земля.
- Вес агрегата должен быть менее 70 кг, иначе он будет постоянно буксовать.
- Положение самой машины при вспашке должно быть таковым, чтобы все ее основание полностью касалось почвы. В противном случае глубина вспашки будет или слишком большой, или, наоборот, вспахивания не получится вовсе.
- Во время крепления плуга со сцепным устройством, крепежные гайки полностью не закручивают. Тем самым остается возможность дальнейшего его регулирования. Используя всего два штыря, можно легко сцепить плуг с крепежной серьгой.
Регулировка плуга мотоблока
Регулируем плуг мотоблока
Шаг первый
Для того, чтобы отрегулировать плуг, рекомендуется выставить мотоблок на подставки (А), например, подложить под грунтозацепы два коротких бруска сечением 150х150 мм. Такая высота брусков позволит нам выполнить регулировку плуга на глубину вспашки примерно 15-18см.
Шаг второй
Для удобства регулировки плуга можно подложить под него доску или фанеру (А), как видно на фото. Это поможет нам более точно отрегулировать угол наклона плуга от пятки (В) к носу плуга. Угол наклона плуга регулируется с помощью регулировочного болта (Б) на сцепке следующим образом:
1. Вращая регулировочный болт по часовой стрелке, мы поднимаем пятку плуга вверх (желтая стрелка), при этом глубина вспашки увеличивается.
2. Вращая регулировочный болт против часовой стрелки – опускаем пятку плуга вниз (белая стрелка), при этом глубина вспашки уменьшается.
Шаг третий
Расстояние от поверхности грунта до пятки плуга не должно превышать 3-5см. В противном случае плуг будет «зарываться» в землю. Если угол наклона плуга выставлен не правильно, то тогда снизится качество вспашки участка, при этом увеличивается нагрузка на двигатель мотоблока и на руки человека и, как следствие, очень быстро наступает усталость. После выполненной регулировки с помощью гаечных ключей осуществляем затяжку креплений (А) плуга и сцепки.
Шаг четвертый
Проверяем с помощью рулетки зазор между редуктором мотоблока и контрольной поверхностью, в качестве которой мы использовали доску или фанеру– зазор в точке (А) должен составлять от 15 до 20см.