Как проверить емкость конденсатора мультиметром
Еще один важный фактор для оценки работоспособности электроники – проверка емкости конденсатора. Замеры допустимы для элементов с емкостью от 0,25 микрофарад, при этом мультиметр выставляется в режим проверки сопротивления (Ом), на максимальное значение.
Важно: перед измерениями конденсатор необходимо выпаять из схемы и разрядить!
При касании щупами контактов конденсатора сопротивление будет постепенно расти. Для полярных элементов оно может достигать бесконечности, поскольку конденсатор в процессе проверки полностью заряжается. Для неполярных замеряемая величина должна быть не менее 2 МОм. В момент проверки нельзя касаться кожей щупов, иначе это искажает показатели.
Норма показателей
В новой недорогой двенадцативольтовой батарейке сила тока должна составлять величину 2А. Ток в батарейке средней стоимости идентичного изделия имеет силу тока в 2,5А. Более мощные 12-ти вольтные батарейки обладают силой тока не менее 4А.
Если показатель от 1,3-2,9А, это обозначает, что рабочий ресурс батарейки снижен, но выбрасывать их все же не стоит, они пригодятся для работы в пультах дистанционного управления телевизоров или бытовой техники.
В случаях, когда показания мультиметра равняются от 0,7-1,1А, такой источник напряжения может работать только в мало потребляемых электроприборах, при этом эффективность работы ухудшиться. Это возможно лишь, когда нет других элементов питания.
Средний показатель напряжения для пальчиковой батарейки составляет 1,5 вольта. В случае если показатель совпадает со стандартами, но батарейка не работает, причиной этого может послужить пониженная сила тока. В данном случае необходимо купить новый источник питания.
Сколько заряда осталось в батарейке?
Есть
грубая методика подсчета процента разряда батарейки в зависимости от ее
напряжения.
Для
элементов питания 1,5V нужно отнять от фактического
остаточного напряжения величину в 1,1V и умножить результат на 200. В итоге
вы получите примерную цифру в процентах остаточного заряда.
Например, замеры показали результат 1,45В. Отнимаем 1,45-1,1=0,35*200=70%.
В батарейке осталось 70% заряда от первоначальной величины.
При значениях 1,35В будут следующие результаты:
1,35V-1,1V=0,25*200=50% и т.п.
Для
кроны в 9V нужно отнимать 6,6V и умножать результат на 33,33.
Пример расчета:
Замер мультиметром=8,79В. Итого: 8,79-6,6=2,13*33,33=71%.
Как-то
так. Еще раз напоминаем, что это очень грубый расчет и ориентироваться на него
не стоит.
Измерение под нагрузкой
Самым
правильным способом является замер параметров под нагрузкой. Так называемый
нагрузочный тест.
Раньше,
когда еще не были распространены цифровые мультиметры, а использовались по
большей части стрелочные (типа Э4304), у них у всех был специальный режим для
проверки батареек 1,5В.
Ориентироваться
нужно было по самой верхней шкале. Если при замыкании щупов стрелка прибора
отклонялась максимально вправо – батарейка считалась исправной (держала
нагрузку без особого падения напряжения).
На
современных устройствах редко, но все же можно встретить подобный режим. Вот
например, моделька от ProSkit.
На
ней можно проверить как батарейки 1,5В, так и крону на 9В.
Есть
такая функция и на некоторых электронных девайсах (тип DT830E).
Также
продаются специальные тестеры нагрузочники. Как для пальчиковых элементов, так
и для плоских таблеток.
Хорошо
заряженный элемент 1,5V на мультиметре с функцией
нагрузочника будет давать ток в 4мА, а новая крона на 9V – 25мА.
Такой
тестер работает только с щелочными элементами, на литий-ионных АКБ его
использовать не получится.
Как хранить новые батарейки, чтобы не потерять их мощность
Батарейки необходимо хранить в заводской упаковке, это защищает батарейки от негативных воздействий внешней среды, а также предохраняет от проникновения влаги. Кроме этого, содержание батареек в упакованном состоянии, дает возможность не перепутать новые батарейки со старыми, а также исключит прикосновение входных контактов от взаимодействия с металлическими предметами.
Контейнер для хранения батареек
Следует произвести рассортировку по дате изготовления и производителям. Дело в том, что батарейки, изготовленные разными производителями, могут среагировать друг с другом, вследствие чего возможна утечка заряда и другие нарушения. Вдобавок рекомендуется каждую батарейку поместить в полиэтиленовый пакетик.
Сберегать батарейки рекомендуется при комнатных или более низких температурных режимах. Многие изделия данного типа содержатся в прохладном месте, в которое не попадают солнечные лучи.
Сохранность батареек не предусматривает помещение их в холодильник, если производитель не оговаривает этот способ содержания. В случае сохранности их в холодильнике, необходимо их согреть перед использованием.
Повышенная влажность воздуха также негативно влияет на функциональные свойства изделия. Чтобы избежать риска намокания, батарейки необходимо поместить в герметический контейнер.
Кроме этого желательно предотвратить контакта изделия с проводниками. При соприкосновении с металлом через батарейку проходит электрический ток, что приводит их к быстрой разрядке.
Также не рекомендуется содержать изделия в металлических емкостях, равно как и хранение совместно с предметами, сделанными из металла. Специалисты советуют: разместить батарейки так, чтобы они не соприкасались с положительными и отрицательными полюсами.
Способ проверки батарейки без нагрузки
Для распознавания нерабочих батареек необходимо произвести проверку мультиметром. Как же проверить батарейку? На начальном этапе нужно подобрать соответствующую величину постоянного напряжения на мультиметре.
Также перед измерением следует вставить щупы мильтиметра в определенные гнезда:
- красный щуп является плюсовым и вставляется в гнездо со значением «VmA»;
- минусовым щупом считается щуп черного цвета, который включается в гнездо «COM».
Далее поставить переключатель на 20В. Щупы прибора присоединить к контактам батарейки, при этом если полярность будет выбрана неправильно, то показатель будет такой же только со знаком минус. После присоединения измерительный инструмент выдаст точный результат напряжения батарейки.
Для тщательного определения работоспособности изделия, этого замера недостаточно, так как напряжение было замерено без нагрузки.
Необходимые детали
Это тестер, имеющий магнитоэлектрический механизм для измерения тока, поэтому он мерит только постоянный ток. Подвижная катушка со стрелкой крепится на растяжках. Применяется в аналоговых электроизмерительных приборах.
Найти на блошином рынке или купить в магазине радиодеталей проблем не составит. Там же можно приобрести и остальные материалы и компоненты, а также приставки к мультиметру. Кроме микроамперметра потребуется:
десяток постоянных резисторов;
- один переменный резистор;
- гнездовой разъем на 12-16 контактов;
- кусок одностороннего стеклотекстолита;
- пара метров медного многожильного провода сечением 1 кв. мм;
- 40 см одножильного медного провода сечением 4 кв. мм;
- припой, канифоль, паяльник на 60 Вт.
Если человек решил сделать себе мультиметр своими руками, значит, других измерительных приборов у него нет. Исходя из этого, и будем дальше действовать.
Проверка заряда без нагрузки
Для выявления полностью дефектных элементов достаточно выполнить несложную проверку:
- Выберите режим мультиметра, соответствующий измерению постоянного напряжения.
- Установите предел измерения равным 20 В.
- Подсоедините щупы прибора к контактам проверяемой батареи и измерьте напряжение.
- Снимите показания с тестера.
Если показанное при проверке батареи мультиметром напряжение выше 1,35 В, батарея исправна и будет работать в любом электрическом приборе. Если заряд элемента ниже этого уровня, но не ниже 1,2 В, его можно использовать в нетребовательных устройствах. При более низком уровне заряда аккумулятор использовать нельзя, и его необходимо утилизировать.
В качестве зарядного элемента можно использовать обычную лампочку, предназначенную для использования в карманном фонарике. Светодиоды для этого не подходят из-за плохого сопротивления. Объем нагрузки должен составлять от 100 до 200 мА – это наиболее распространенный показатель для большинства современных электротехнических изделий средней мощности.
Однако для отбраковки явно непригодных батарей достаточно холостого теста тестером. Если прибор показывает меньше 1,2В, то проверка под нагрузкой не имеет смысла.
Несколько полезных рекомендаций
Полезные советы помогут улучшить качество использования батареек и понять, какой должна быть их утилизация:
- Не откладывайте проверку и сортировку элементов питания, которые со временем скапливаются в доме. Если нет новых, или же их слишком мало, можно некоторое время пользоваться протестированными.
- Если в бытовом агрегате сели аккумуляторы, то необязательно менять весь комплект. Дело в том, что садятся они не одновременно, а с помощью проверки можно будет обнаружить элементы пригодные для дальнейшей эксплуатации.
- Не держите дома вышедшие из строя батарейки, вовремя вынимайте их из корпуса аппаратуры. Со временем из них начнет вытекать электролит, приводящий к порче ваших любимых приборов.
- Не нужно пробовать повредить внешнюю оболочку корпуса элементов питания — жидкость, которая находится внутри (кислота либо щелочь) при попадании на кожу может вызвать химические ожоги.
Кроме того, испорченные аккумуляторы нельзя выбрасывать вместе с обычным мусором, ведь в них содержится электролит — вещество, приносящее вред окружающей среде. Сдавайте их в специальных точках, откуда они отправляются на утилизацию.
Вот и все секреты того, как проверить мультиметром емкость аккумулятора, и в каких устройствах можно применить протестированные элементы. Для проведения замеров понадобится только тестер и несколько свободных минут.
https://youtube.com/watch?v=HIP6Dp2xwJI
Что нужно помнить во время проведения замеров
Необходимо учесть, что точно определить заряд батарейки мультиметром невозможно. С помощью тестера можно убедиться в ее работоспособности, узнать какая у нее мощность, однако это не позволяет сделать достоверные выводы про ее емкость. При такой проверке используют только заряжаемые элементы питания.
Категорически не рекомендуется проверять мультиметром потекшие батарейки. Такой гальванический элемент не подлежит последующей эксплуатации и должен быть утилизирован. Более того, поврежденные одноразовые и многоразовые аккумуляторные батареи могут представлять опасность, так как в их составе содержатся едкие вещества, способные повредить кожу и слизистые оболочки.
Измерять емкость батарейки мультиметром необходимо в сухом месте. При повышенной влажности пользоваться тестером категорически не рекомендуется. Прибор должен находится на ровном и устойчивой поверхности.
При измерении напряжения в элементе без нагрузки, нельзя надолго замыкать цепь. Это может привести к тому, что батарейки станут непригодными для последующего использования. В среднем, замер длится 0.5–1 секунду. Этого достаточно, чтобы снять показатель с экрана мультиметра. Следует также учесть, что некоторые виды мультиметров не предназначены для работы с батареями и аккумуляторами низкой мощности. Поэтому перед работой необходимо убедиться в том, что измерительный прибор совместим с определенным типом элементов.
Полезные советы и общие рекомендации по эксплуатации батареек
С батарейками сталкивается каждый человек и в современном мире не обойтись без этих компактных источников энергии. Чтобы в процессе эксплуатации не возникало проблем, необходимо знать несколько базовых правил:
- батарейки, из которых начала вытекать жидкость, нельзя использовать;
- использованные батарейки лучше сдавать на утилизацию как можно скорее, иначе токсичное содержимое может просочиться наружу;
- если в устройстве стоит сразу несколько батареек, они будут терять заряд неравномерно;
- тестирование элементов питания должно проходить в сухом помещении на ровной и твёрдой поверхности;
- перегрев и переохлаждение могут быть опасны для батареек.
Напряжение на клеммах аккумулятора при зарядке
Чтобы зарядить батарею на 12 В, потребуется установить режим постоянного напряжения 16 -16,5 В. Используя ток 14,4 В можно зарядить аккумулятор на 75-85 %. При постоянном напряжении сила зарядного тока величина переменная, ограничивается только ЗУ.
Какое напряжение для зарядки нужно установить? Исходят из достижения критического напряжения, сопровождающегося «кипением» — выделением газа из банок автомобильного аккумулятора. Нормально заряженным считают аккумулятор, с напряжением на клеммах от 12,6 до 14,5 В. Снимать показания следует прибором, не полагаясь на бортовой компьютер. Замеры на работающем двигателе, и в отключенной батарее отличаются.
Допустимое напряжение зарядки на клеммах аккумулятора при работающем моторе варьируется 13,5 -14 В. Показатель показывает недозаряд батареи, если напряжение выше. Нужно повторить замер через 2 минуты, возможно, батарея разрядилась при запуске. Если напряжение зарядки низкое – аккумулятор теряет ресурс или проблемы исходят от автомобильного генератора. Проводить замеры нужно, отключив бортовые системы.
Замеряя напряжение зарядки аккумулятора на неработающем авто, невозможно выявить проблемы с генератором, однако хорошо определяется степень зарядки аккумулятора. Напряжение 12,5 – 14 В говорит об отсутствии проблем. При низком показателе необходимо проверить:
- состояние электролита – субстанция должна быть прозрачной, уровень нормальным;
- многое зависит от уровня заряда АКБ;
- определение возможности подзарядки до оптимального напряжения.
Тестирование выявит проблемы с аккумулятором, его работоспособность.
Функции мультиметра
Мультиметр – это переносной многофункциональный электроизмерительный прибор. Еще его называют тестером, он удобен в использовании и полезен в быту. Тестер можно встретить почти в каждом доме. Аппарат небольшого размера, легкий, портативный, работает от батарейки типа Крона.
В минимальном наборе он включает функции вольтметра, амперметра и омметра.
- проверить исправность любого электрооборудования;
- протестировать диод или транзистор;
- найти участок повреждения электрической проводки;
- измерить напряжение в сети;
- прозвонить – замерить величину сопротивления;
- узнать частоту напряжения;
- определить емкость аккумулятора;
- замерить напряжение в батарейке
и сделать многое другое.
Полезные советы
Вот несколько рекомендаций по использованию и утилизации батарей:
- Не откладывайте проверку и сортировку аккумуляторов, накопившихся дома. В случае отсутствия новых или недостаточного количества батареек, испытанный при необходимости можно временно использовать.
- Батареи, которые были вставлены в прибор, не требуют полной замены. Обычно их разряд не происходит одновременно, и проверка выявляет батареи, которые можно использовать в дальнейшем.
- Не храните дома непригодные батарейки, а также не храните их в кейсе для оборудования. Часто из них вытекает электролит, и это приводит к повреждению находящихся рядом вещей.
Ни в коем случае не пытайтесь повредить корпус аккумулятора: находящаяся внутри него жидкость (кислота или щелочь) может попасть на кожу и вызвать химический ожог.
Также нельзя выбрасывать использованные батареи в мусорные баки. Содержащийся в них электролит вреден для окружающей среды, поэтому батареи необходимо утилизировать в специально подготовленных для этого местах.
Сколько заряда осталось в батарейке?
Есть грубая методика подсчета процента разряда батарейки в зависимости от ее напряжения.
Для элементов питания 1,5V нужно отнять от фактического остаточного напряжения величину в 1,1V и умножить результат на 200. В итоге вы получите примерную цифру в процентах остаточного заряда.
Например, замеры показали результат 1,45В. Отнимаем 1,45-1,1=0,35*200=70%.
В батарейке осталось 70% заряда от первоначальной величины.
При значениях 1,35В будут следующие результаты:
1,35V-1,1V=0,25*200=50% и т.п.
Для кроны в 9V нужно отнимать 6,6V и умножать результат на 33,33. Пример расчета:
Замер мультиметром=8,79В. Итого: 8,79-6,6=2,13*33,33=71%.
Как-то так. Еще раз напоминаем, что это очень грубый расчет и ориентироваться на него не стоит.
Как определить неисправные элементы
Для того чтобы выполнить проверку батарейки, необходимо правильно настроить мультиметр. Прежде всего, выставляется режим измерения постоянного напряжения. Далее выбирается максимальный предел измерения, значением 20 В. Контакты измерительных проводов соединяются с проверяемой батарейкой. Полученные показания выводятся на дисплей.
Минимальное напряжение, считающееся нормой, составляет 1,35 В. Батарейки с таким напряжением могут использоваться во всех устройствах. Для приборов с низким потреблением энергии вполне достаточно 1,2 В. При более низком заряде элементы подлежат утилизации.
Однако данный способ не может дать полной картины состояния батарейки. Мультиметр покажет лишь величину разности потенциалов без нагрузки. Значение внутреннего сопротивления тестера очень маленькое, поэтому оно практически не влияет на ток разряда. Для получения наиболее достоверного результата, элемент следует нагрузить обычным потребителем, например, лампочкой от карманного фонарика.
При проверке в качестве нагрузки нежелательно пользоваться светодиодами, поскольку они обладают крайне незначительным сопротивлением. В случае неправильного подключения, светодиоды сразу же выйдут из строя. Чтобы светодиод начал работать, необходимо напряжение свыше 2,5 В, которое одна батарейка дать не сможет.
Как проверить батарейку планшета мультиметром?
Измерить батарейку планшета мультиметром затруднительно. Некоторые планшеты не имеют доступа к аккумулятору. Что бы к нему пробраться приходится откручивать болты.
Даже открутив все болты не так-то просто снять крышку. Ее еще держат защелки. Под крышкой нас ожидает нечто подобное:
Большой массив белого цвета это и есть батарея планшета. Нас интересуют ее контакты. От батареи идут два провода красный и черны, они нам и нужны.
Что бы снять напряжение с батареи, тем самым ее проверив, приложим черный щуп к месту припоя черного провода, а красный к месту припоя красного провода.
Мультиметр показывает, что напряжение батареи равно 0,11 вольт. Это плохо и необходимо подзарядить аккумулятор.
Как проверить батарейку на работоспособность в домашних условиях без прибора
При наличии мультиметра проверить работоспособность аккумулятора несложно. Если тестера под рукой не оказалось, можно попробовать определить состояние батарейки с помощью народных методов и подручных средств. Такие способы не позволят узнать точные показатели, но, помогут определить какие из батареек стоит выбросить, а в каких всё ещё остался заряд.
С помощью компаса
Такой способ максимально прост и надёжен. Батарейку держат как можно ближе к поверхности компаса и наблюдают за поведением стрелки. Если в ней остался заряд, то стрелка будет расположена строго вдоль элемента питания, при этом красная часть стрелки будет «смотреть» в одном направлении с отрицательным полюсом, а белая с положительным.
Колебания стрелки в процессе тестирования, говорят о низкой степени заряда батарейки. Чем сильнее дёргается стрелка, тем меньше заряда осталось. Если стрелка практически неподвижна и строго следует за батарейкой – элемент питания заряжен.
Примеры компасов.
С помощью фонарика
Проверка батареек с помощью рабочего фонарика – это самый наглядный способ определения уровня заряда. Нужно просто установить элементы питания в прибор и взглянуть на яркость свечения, а дальше всё просто: чем тусклее свет, тем меньше заряда в батарейках, и наоборот.
С помощью светодиода
Светодиоды отлично подходят для проверки работоспособности батареек-таблеток. Для тестирования можно достать диод из любой светящейся детской игрушки. Чтобы проверить батарейку, нужно лишь прижать ножки светодиода к соответствующим полюсам. Ножка диода с отрицательной полярностью, соединяется с пластинкой, которая больше по размеру.
Тест на прыгучесть
Очень странный, но действенный метод, который позволяет визуально определить какая батарейка менее заряжена. Для этого берут два элемента питания, поднимают над твёрдой поверхностью «минусом» вниз и отпускают. Заряженная батарейка не будет пружинить и просто повалится на бок, а вот элементы питания у которых заряд на исходе, будут подпрыгивать подобно мячикам.
Научное обоснование теста
Предположение, что разряженная батарейка становится легче и потому начинает «прыгать» — это заблуждение. Вес элемента питания не меняется в процессе разряда и причина в другом. Новая заряженная батарейка наполнена гелеобразным веществом – смесью цинкового порошка и электролита.
Такая «начинка» выступает в роли амортизатора и при падении смягчает удар.
В процессе разрядки, внутри элемента питания происходят реакции, из-за которых на месте гелевого вещества образуется твёрдый, но пористый оксид цинка. Это вещество обладает пружинящими свойствами, из-за которых его даже используют в производстве мячей для гольфа.
Определение «прыгучести» батареек не всегда даёт достоверные данные. Часто случаются погрешности и ошибки из-за формы дна или состава элементов.
Элементы питания.
Как узнать рабочая батарейка или нет?
Ниже приведены несколько вариантов от самых безумных до самых практичных.
Метод №1. Самый безумный.
Возьмите 2 батарейки и соедините их последовательно, положительный полюс к отрицательному, а отрицательный к положительному. Дальше смочите палец и приложите к нему минусовой конец батарейки. К плюсовому приложите язык. Если будет щипать значит элемент питания рабочий. Но не стоит этим увлекаться.
Метод №2. Будь те внимательны.
Обратите внимание на внешний вид источника питания. Если на одном из полюсов замечена жидкость или окисление — значит батарея не годна
Лучше всего ее отнести в пункт приема.
Значит эта батарейка кончилась, то есть села.
Метод №3. 100% рабочий!
Чтобы узнать работает ли батарея или нет потребуется обычный тестер. Иначе его называют мультиметр. С помощью этого прибора можно замерить количество амперов и напряжение. Подобная информация 100% ответит на вопрос о пригодности.
Нужно провести замеры тока при коротком замыкании. Если он составит меньше 0,3 ампер, то такие элементы считаются негодными. Средними являются с током от 0,3 до 0,7 ампер. Если ток больше 0,7 это очень хорошие батарейки!
Элементы питания типа «АА» можно проверить и с помощью измерения напряжения. Если оно 1,3-1,5 вольта, то в принципе такой элемент годен к эксплуатации.
Метод №4. Проверка электроприборами!
Для этого используются следующие устройства:
- Микро моторчик.
- Лампа накаливания на 1,5-3 вольта.
При хорошем вращении мотора в течение 1-2 минут, батарейку можно считать рабочей. Если двигатель сначала крутится нормально, а потом все медленнее и медленнее, следует отказаться от такой батарейки.
С лампой дела обстоят практически так же. Длительное яркое горение сигнализирует о хорошей работе источника питания. Ну а тусклое и слабое свечение говорит, что элемент уже отработал свое.
Метод №5. Устойчивость.
Данный способ определения рабочая батарейка или нет заключается в следующем:
- Возьмите элемент питания в руки и поднимите его над ровной поверхностью.
- Поднятие выполните на высоту от 1-3 сантиметров.
- После отпустите батарейку.
Если источник питания упадет, значит он является не годным. Тот который будет стоять вполне пригоден к использованию. В момент выполнения этого эксперимента проследите за тем, чтобы руки не тряслись.
Метод не является надежным, так как имеет высокую погрешность. Вполне работоспособная батарея может падать.
Подходит для проверки щелочных или алкалиновых батареек. В них содержится электролит в виде геля. Наличие этого вещества не дает батареи сильно отпрыгивать от поверхности. Когда элемент разряжен, то внутри него гель затвердевает. Это приводит к повышенной прыгучести батареи, и она падает.
Совет: Если в пульте телевизора сели батарейки, и он не работает, проверьте их мультиметром. Известно, что элементы питания разряжаются неравномерно. Поэтому 1 батарея обязательно будет с большим напряжением, а другая с меньшим. Где маленький вольтаж ту можно отнести в пункт приема, а к оставшейся докупить новую.
Таким образом использую 5 способов проверки вы узнаете рабочая батарейка или нет!
Что такое мультиметр
В двух словах, мультиметр – это универсальный портативный измеритель, призванный диагностировать неисправности аппаратуры, находить повреждённый участок проводки, измерять напряжение в розетке, силу тока и сопротивление, и делать ещё массу полезных действий, связанных с работой электрооборудования. Большинство представленных в продаже мультиметров относятся к цифровым моделям. Они отличаются компактными размерами, невероятно просты в эксплуатации и показывают достаточно точные результаты. Аналоговые (стрелочные) тестеры сегодня не пользуются популярностью. Но, независимо от типа устройства, принцип измерения у обеих систем остаётся одинаковым.
Преобразователь для ПДУ 1,5В в 9В 5мА
Применяемые в некоторых моделях пультов дистанционного управления (ПДУ) батарейки типа «Крона» имеют малый срок службы. Поэтому целесообразно использовать элементы типа А316 с напряжением 1,5 В совместно с преобразователем напряжения. Преобразователь (рис. 4.56) представляет собой однотактный релаксационный генератор с емкостной положительной обратной связью (С2, СЗ). В коллекторную цепь транзистора VT2 включен повышающий автотрансформатор Т1.
В преобразователе использовано обратное включение выпрямительного диода VD1, т.е. при открытом транзисторе VT2 к обмотке автотрансформатора приложено напряжение питания и на выходе автотрансформатора появляется импульс напряжения. Однако включенный в обратном направлении диод VD1 в это
время закрыт и нагрузка отключена от преобразователя. В момент паузы, когда транзистор закрывается, напряжение на обмотках Т1 изменяется на обратное, диод VD1 открывается и выпрямленное напряжение прикладывается к нагрузке. При последующих циклах, когда транзистор VT2 запирается, конденсаторы фильтра (С4, С5) разряжаются через нагрузку, обеспечивая протекание постоянного тока.
Индуктивность повышающей oб^ ^^и ^т^рансформатора Т1 при этом играет роль дросселя сглаживающего фильтра. Для устранения подмагничивания сердечника автотрансформатора постоянным током транзистора VT2 используется перемагничивание сердечника автотрансформатора за счет включения параллельно его обмотке конденсаторов С2 и СЗ, которые одновременно являются делителем напряжения обратной связи.
Когда транзистор VT2 закрывается, конденсаторы С2 и СЗ в течение паузы разряжаются через обмотку 1-2, перемагничивая сердечник Т1 током разряда. Время открытого состояния транзистора VT2 определяется индуктивностью обмотки 1-2 автотрансформатора Т1 и емкостями С2 и СЗ. Частота генерации зависит от напряжения на базе транзистора VT1. Стабилизация выходного напряжения осуществляется за счет ООС по постоянному напряжению посредством R2. При этом при понижении выходного напряжения увеличивается частота генерируемых импульсов при примерно одинаковой их длительности. В результате увеличивается частота подзарядки конденсаторов фильтра С4 и С5 и падение напряжения на нагрузке компенсируется. При увеличении выходного напряжения частота генерации, наоборот, уменьшается. Так, после зарядки накопительного конденсатора в ПДУ частота генерации падает в десятки раз. Остаются лишь редкие импульсы, компенсирующие разрядку конденсаторов в режиме покоя. Этот способ стабилизации позволил довести ток покоя преобразователя до 0,5 мА. Транзисторы VT1 и VT2 должны иметь возможно больший коэффициент усиления для повышения экономичности.
Обмотка автотрансформатора намотана на ферритовом кольце 2000НМ 10x6x2 мм и имеет 300 витков провода ПЭЛ-0,08 с отводом от 50-го витка (считая от «заземленного» вывода). Диод VD1 должен быть высокочастотным и иметь малый обратный ток. Остальные детали — малогабаритные, любых типов. После монтажа и настройки детали преобразователя закрываются экраном, изготовленным из белой жести.
Правильно собранный преобразователь начинает работать сразу после включения. Необходимо лишь путем подбора резистора R2 установить выходное напряжение равным 9 В. Для увеличения срока службы элемента А316 можно установить в ПДУ миниатюрный выключатель питания.