Этапы установки и подключения
Чаще всего усилитель подключается при помощи проводов напрямую к аккумулятору. Внешний усилитель будет находиться в багажнике или салоне машины, а проводка проходит через отверстия моторного отсека. Провода должны быть хорошо заизолированы изолентой.
Плюсовой провод, почти всегда он бывает красного цвета, присоединяется к плюсовой клемме аккумуляторной батареи и втыкается в соответствующий разъем в усилителе. А минусовой провод, черного цвета, подключается к кузову и вставляется в разъем, обозначаемый GND (GROUND). Остальные два гнезда используются для соединения магнитолы и сигнального кабеля. Практически на всех магнитолах предусмотрены выходы для подключения усилителя и подачи на него звука.
Для четырехканального усилителя нужно использовать специальные переходники, а если в приемнике нет линейных выходов, то провод прокладывается прямо на динамики, где должны быть предусмотрены специальные входы.
Проводка от магнитолы к усилителю прокладывается в салоне автомобиля, чаще всего под обшивкой дверей. Ни в коем случае нельзя прокладывать сигнальный кабель на одной стороне с силовыми. Это приведет к помехам и потере качества звука.
Еще одним важным фактором при выборе места положения усилителя является расстояние от него до акустики. Желательно сократить его до минимума, чтобы провода были как можно короче. В таком случае вероятность появления помех во время воспроизведения музыки будет минимальна. https://www.youtube.com/watch?v=M42umT33V5o При правильном выборе и установке внешнего усилителя, можно значительно улучшить качество звука, воспроизводимого магнитолой, устранить помехи и увеличить мощность магнитолы.
Итоги
Для установки усилителя обязательно выбирать только качественные провода, они не должны иметь каких-либо повреждений. Обязательно соблюдать технику безопасности во время работы. Перед установкой усилителя необходимо ознакомиться руководством по его эксплуатации и инструкцией к автомагнитоле.
Усилитель мощности низкой частоты — основной компонент качественной звуковоспроизводящей системы. Самостоятельный выбор и возможность подключить его к магнитоле в салоне машины есть у каждого. Дело это непростое и хлопотное, но посильное всем автолюбителям.
Что такое усилитель звука?
Качественный аудиоприбор, будь то магнитола в автомобиле или акустическая система для домашнего кинотеатра, практически всегда снабжается усилителем звука. Это специальное электрическое устройство, преобразующее слабый электрический сигнал в более сильный с помощью увеличения мощности тока. Усилитель мощности звука может быть как отдельным прибором, входящим в аудиосистему, так и являться внутренним компонентом, например, колонок, входящим в их гибридную систему.
Устройство усилителя звука
Стандартный усилитель звука для колонок имеет следующие конструкционные особенности:
- Входная система усилителя звука. К ней подсоединяется сам источник, который может отличаться выходным напряжением.
- Блок питания, отвечающий за преобразование входящего тока в величину с более высоким напряжением. Основным прибором этой группы является трансформатор.
- Выходной каскад, главными элементами которого являются транзисторы. Они преобразуют повышенное напряжение от блока питания в нужную форму сигнала, который передается на устройство вывода звука.
- Блок регулировки настроек присутствует только в автономных устройствах и позволяет тонко настраивать качество получаемого звука на выходе.
Принцип работы усилителя звука
Любой простой усилитель звука вне зависимости от класса и конструктивных особенностей работает по следующей схеме:
- В блоке питания входящий электрический ток от стандартной сети электропитания или автомобильного аккумулятора преобразуется в постоянный ток.
- Усилители звука для домашней акустики через входную систему получает сигнал от подключенного устройства (CD-плеера, например) и изменяет (увеличивает) его амплитуду с помощью постоянного тока. Длина звуковой волны остается без изменений.
- Усиленный звуковой сигнал передается на выходное устройство (колонки), через которые и воспроизводится в новом, улучшенном качестве.
Определяем место под колонки и их размер
В большинстве случаев, производители автомобиля уже все решили за среднестатистического владельца. В конструкции корпуса уже предусмотрены места для установки акустик. Если это сделано, рекомендуется воспользоваться предложениями авто производителя.
В штатных местах под акустику предусмотрены все меры нейтрализации вибраций и создана конструкционная прочность. Установленный динамик не будет излишне дребезжать, ему будет достаточно объема для выдачи качественного звука и работы на номинальной мощности.
Все, что остается владельцу современного автомобиля – заглянуть в документацию или визуально определить, какие динамики могут быть установлены в штатные отделения. Машина достаточно просто позволяет к ним добраться, в том числе – во время прокладки проводки.
Если в авто не предусмотрены места под акустику – рекомендуется не сразу браться за электроинструмент для разборки салона и прорезания отверстий, а воспользоваться опытом других мастеров. В интернете, на специализированных форумах достаточно данных, включая видео, о том, как правильно установить колонки в машину. При решении данной задачи нужно не только получить хороший звук и удобную прокладку проводки, но и не нарушить конструкционную прочность элементов кузова.
Сегодня существуют следующие штатные места для установки динамиков:
- в дверях, здесь размещаются среднечастотные громкоговорители;
- в передних стойках крыши, в зоне переднего стекла, для размещения высокочастотных сателлитов;
- в задней полке, где устанавливаются динамики высокой мощности с близким к басам диапазонами.
Отдельно рассматривается размещение саба. Он может иметь конструкционное решение, прямо указывающее его позицию внутри кузова автомобиля. Например, это может быть акустический блок для монтажа в багажнике, на полу с плоской формой, в виде изделия для размещения под задними сидениями.
В случае, если один или несколько элементов акустической системы требуют для своей работы собственный усилитель – нужно тщательно продумать его размещение. При этом стоит опитаться на рекомендации производителя и здравый смысл. Устройству потребуется отдавать много тепла, поэтому устанавливать его в замкнутом, ограниченном пространстве нельзя.
Чувствительность
Чувствительность — способность объекта реагировать определенным образом на определенное малое воздействие, а также количественная характеристика этой способности.
Параметрическая чувствительность — чувствительность объекта к отклонениям параметров его основных частей от номинальных значений основных характеристик объекта.
Чувствительность в электроакустике:
Чувствительность громкоговорителя — величина, характеризующая ( SPL ), создаваемое громкоговорителем при подаче на него сигнала с определенной электрической мощностью.
Чувствительность громкоговорителя определяется путем измерения звукового давления на расстоянии 1 м от головки по основной оси при поданном на вход громкоговорителя сигнале мощностью 1 Вт.Напряжение выбирается в соответствии с номинальным сопротивлением динамической головки: 4 Ом — 2 В, 8 Ом — 2.83 В, 16 Ом — 4 В.
Чувствительность микрофона — отношение напряжения на выходе микрофона к воздействующему на него звуковому давлению при заданной частоте (как правило 1000 Гц), выраженное в милливольтах на паскаль (мВ/Па). Чем больше это значение, тем выше чувствительность микрофона. Чувствительность звукоснимателя — отношение амплитуды выходного напряжения звукоснимателя на номинальной нагрузке при частоте 1000 Гц, к апплитуде колебательной скорости записи.
Важность параметра чувствительности АС
Чем выше чувствительность акустической системы, тем более громкий она способна выдать при заданной мощности. Используя акустику с высокой чувствительностью, можно иметь не слишком мощный усилитель, и наоборот. Значение 85 дБ/Вт/м, к примеру, означает, что эта система способна создать 85 на расстоянии 1 метр от динамика мощностью 1 Ватт. Чувствительность обычной акустики лежит в пределах от 84 до 102 дБ. Условно чувствительность 84-88 можно назвать низкой, 89-92 — средней, 94-102 — высокой.
Увеличение чувствительности всего на 3 уменьшает подводимую в два раза . И наоборот . Вообще, чем выше чувствительность, тем лучше, но следует помнить, что мощный способен легко повредить чувствительные динамики.
___________________________________________________________________
Как выбрать усилитель звука?
Перед покупкой понравившуюся модель усилителя стоит внимательно изучить, а лучше протестировать в магазине в режиме реального времени. Лучшие усилители по качеству звука обладают следующими важными параметрами, указанными производителем:
Совпадение по мощности и частоте с акустическим прибором
Сначала выбирается акустика, а к ней усилитель, не наоборот.
Важно учитывать и площадь помещения, в котором будет работать аппаратура.
Лучше брать прибор с запасом мощности от предполагаемой величины при использовании, чтобы не эксплуатировать прибор на предельно возможных характеристиках.
Уровень интермодуляционных и переходных искажений в пределах 1-3%.
Показатель демпфирования (подавления паразитных колебаний мембран колонок) должен быть не менее 100.
Чем выше показатель сигнал/шум, тем качественнее и чище будет звук на максимальной громкости.
Частотный диапазон лучше выбирать тот, который переходит за слышимые человеческим ухом границы. Тогда качество воспринимаемой мелодии будет лучше.
Рейтинг усилителей звука
При подборе оптимальной модели усилителя звуковой частоты можно ориентироваться и на отзывы профессионалов акустического дела и обычных пользователей. В рейтинг популярных приборов неизменно входят:
- SMSL SA-36A Plus – компактный прибор класса D с поддержкой беспроводной сети по протоколу Bluetooth. Стоимость – $70.
Fiio A3 – портативная модель для использования в комплекте с наушниками. Стоимость – $78.
Yamaha A-S201 – бюджетный прибор известного мультимедийного бренда с отличным качеством звучания при домашнем использовании. Стоимость – $233.
Denon PMA-720AE известная интегральная модель с возможностью фонокоррекции и тонокомпенсации. Стоимость – $420.
Rotel RA-1572 – премиальная модель для домашней акустики, гарантирующая чистый и мощный звук. Стоимость – $1785.
Конфигурации акустических систем в автомобиле
Выбирая усилитель, вы должны помнить о том, что трехканальные усилителем предназначаются для работы с одной парой динамиков и дополнительным сабвуфером. Четырёхканальный усилитель может одновременно управлять сабвуфером и двумя парами динамиков. В редких случаях используются пятиканальные стереосистемы с большим количеством динамиков в машине.
Строим аудиосистему в автомобиле с нуля
Занимаясь планированием и установкой аудиосистемы в машине вам необходимо в первую очередь определиться с её компонентами и показателями мощности. Вы должны помнить о том, что использование мощного усилителя позволит вам улучшить качество звучания на небольшой громкости. Поэтому рекомендуется брать усилитель в машину с небольшим запасом по мощности. Кроме того, вы должны учитывать объем салона автомобиля.
Поэтому для компактного городского малыша можно выбирать мощность аудиосистемы несколько ниже, нежели чем для полноразмерного универсала или внедорожника. В данном случае оптимальным выбором будет использование усилителя мощностью в 75 Вт на один канал для внедорожника и 50 Вт для небольшого авто. Любителям баса и громкой музыки можем порекомендовать выбирать системы с мощностью в 100-200 Вт на один канал.
Установка сабвуфера
Именно низкие частоты, или как их ещё называют басы, играют едва ли не главную роль при восприятии звуковой картины. Именно поэтому многие автовладельцы решаются на установку в своём авто специальных динамиков, которые отвечают за воспроизведение низких частот.
Если вас устраивает мощность и качество имеющихся стереодинамиков в машине и вы просто хотите добавить сабвуфер, вы можете использовать одноканальный усилитель, который будет предназначен исключительно для работы с сабвуфером. В данном случае вам необходимо выбирать мощность усилителя в диапазоне от 50 до 200 Вт на канал.
Также при покупке усилителя и сабвуфера необходимо учитывать импеданс. Этот показатель должен быть согласован, в противном случае вы потеряете значительную мощность на выходе. Какой-либо сложности в проведении монтажных работ нет.
При появлении у вас затруднений вы можете воспользоваться сетью интернет и сервисом ютуб, где можно найти многочисленные ролики, посвященные вопросам монтажа аудиосистемы в автомобиле.
Лучшие производители усилителей для автомобиля
В рейтинг автомобильных усилителей высокого качества входит музыкальное оборудование следующих производителей:
- Alpine (Япония);
- Kenwood (Япония);
- Focal (Франция);
- Pioneer (Япония);
- Kicx (США-Южная Корея);
- Mosconi (Италия);
- Helix (Германия).
Лучшие одноканальные модели
Pioneer GM-D9601
Одноканальный усилитель звука японского производителя имеет классический литой корпус с крепёжными «лапками» и упрощённую схему монтажа. Даёт возможность выжать максимум из сабвуфера. Имеет проводной пульт дистанционного управления для настройки НЧ. Достоинство –номинальная мощность. Оборудование способно выдавать 800 Вт при сопротивлении в 2 Ом. Имеет фильтр низких частот, защиту от короткого замыкания. Относится к оборудованию цифрового класса. Вес GM-D9601 – 3,3 кг.
+ Качественный низкочастотный фильтр.
+ Компактные размеры и удобный монтаж.
+ Минимальное энергопотребление.
+ Достаточный уровень номинальной мощности.
— Завышенная стоимость.
Kicx QS1000
Моноблок с широкими функциональными возможностями и соответствующей стоимостью. Показатель номинальной мощности (при 2 Ом) составляет 1500 Вт. Демпфирующий фактор – более 100. Имеет многоуровневую систему защиты от падения напряжения, перегрева и КЗ.
+ Огромная мощность.
+ Наличие современной защитной системы.
+ Автоматическая фильтрация низких и инфранизких частот.
+ Дистанционное управление.
— Большая стоимость.
— Высокое энергопотребление.
Helix Xmax 1.2
Моноусилитель немецкого производителя с простой конструкцией и компактными габаритными размерами. Предназначен для установки в машину с мощным сабвуфером. Штатная система защиты от КЗ со световой индикацией обеспечит долгосрочную работу оборудования. Модель усилителя имеет встроенный кроссовер, убирающий СЧ и НЧ. Номинальная мощность моноусилителя Xmax 1.2 составляет 350 Вт (4 Ом) и 550 Вт (2 Ом).
+ Встроенные фильтры.
+ Компактные размеры.
+ Достаточный уровень мощности.
— Не самое лучшее качество звучания.
Лучшие двухканальные модели автомобильных усилителей
Pioneer GM-A5702
Двухканальный усилитель звука в алюминиевом корпусе, который покрыт порошковой краской. Относится к классу AB. Имеет мощный басовый регистр. Выдаёт качественный звук, несмотря на достаточную мощность. После включения Bass Boost звучание динамиков становится более сочным и ярким.
+ Сравнительно недорогой.
+ Компактные габаритные размеры.
+ Выдаёт чистый звук в верхних и средних частотах.
+ Незначительные гармонические искажения.
— Отсутствие фильтра ВЧ.
Mosconi Gladen One 240.2
Gladen One 240.2 попал в рейтинг лучших усилителей для машины благодаря сбалансированным эксплуатационным характеристикам, наличию фильтров НЧ и ВЧ и встроенным предохранителям (40A х 2). Относится к классу AB. Имеет корректирующий регулятор сцены, который функционирует по принципу временных задержек. Заключен в аккуратный корпус с габаритными размерами 300х200х50 мм. Вес устройства составляет 2,5 кг. Номинальная мощность – 2 х 340 В (2 Ом).
+ Хороший звук по средним и низким частотам.
+ «Честная» номинальная мощность.
+ Компактные размеры, упрощающие установку.
— «Срезает» низкие частоты.
— Завышенная цена.
Критерии выбора
Для получения качественного звучания следует правильно подобрать усилитель музыки в машину
Для этого нужно знать, какие параметры следует учитывать, на что обратить внимание
Класс усиления
По уровню искажения сигнала и с учетом КПД усилители звука для колонок в авто делятся на классы усиления:
- А класс. Обладают низким КПД до 20%, но позволяют получить звучание с наименьшими искажениями, но при этом они много потребляют и выделяют тепла. Из-за небольшой мощности и высокого шума в салоне их редко устанавливают в автомобили.
- В класс. Данные устройства мощнее предыдущего класса, но выдают более искаженный сигнал. У них лучшая термостабильность, высокая эффективность при воспроизведении звука. Они также редко используются на современных авто.
- С класс. Отличаются высоким КПД – 75%, но выдают сильно искаженный сигнал. С аудиосистемами класса Hi-Fi их не устанавливают.
- Смешанный класс А/В. Они имеют средние показатели между А и В: средний уровень мощности, хороший КПД, небольшой уровень искажений сигнала.
- D класс. Относятся к цифровым устройствам. Это компактные, мощные аппараты, выдающие относительно чистый звук. Раннее их применяли для усиления низких частот, но теперь используют чаще широкополосные устройства. Они дороже девайсов А/В класса и пока уступают им по популярности.
Автоусилитель мощности для колонок
Количество каналов
Аудиоприборы, которые оснащены встроенным блоком питания для автомобильного усилителя и процессором, используются с разным количеством каналов мощности. Оптимальным вариантом является возможность применения устройства, предоставляющего каждой колонке отдельный канал. Любой музыкальный трек, проигрывающийся через усилок, имеет не менее двух каналов.
Таким образом, усилки могут иметь до шести каналов, у каждого из них своя сфера применения:
Одноканальный, называемый моноблоком, используется чаще всего с сабвуфером. Моноблок для сабвуфера выбирается в случае низкоомных нагрузок до 2 Ом, если сабвуфер рассчитан на нагрузку свыше 4 Ом, то можно использовать усилитель с двумя каналами, подключенного мостовой схемой
Моноблоки выпускаются класса D и рассчитаны для подключения сабов в машине, а им не важно качество звука, им нужна хорошая мощность. Кроме того, они оснащены развитым кроссовером с низким диапазоном частот и выносным регулятором уровня звучания, что актуально для подключения к штатным автомагнитолам, которые нет имеют встроенной регулировки уровня громкости сабвуфера
Двухканальные применяются для подключения двух колонок или сабвуфера. Последний подключается с помощью мостовой схемы или по катушке на канал прибора, если достаточно мощности. Трехканальные используются редко, так как в 4-х канальных приборах есть возможность мостового подключения, поэтому можно использовать два канала для акустики и один для сабвуфера. Но устройства с тремя каналами существуют. Наиболее распространены авто усилители с 4-мя каналами. Они могут использоваться разных вариантах: для 4-х колонок, для 2-х колонок и сабвуфера,для 2-х сабвуферов. Пяти-канальное устройство предназначено усилить 4 динамика и сабвуфер. Оно позволяет сэкономить место и деньги, так как отпадает необходимость в отдельном усилке для колонок и сабвуфера. 6-ти канальные усилители маловостребованы, так как редко встречаются аудиосистемы, которые нуждаются в 6-ти каналах.
Мощность усилителя
Когда выбирается для автомагнитолы усилитель, важно знать, как подобрать усилитель к колонкам по мощности. Для этого следует разобраться в этом параметре
Он является одним из самых важных. Мощность бывает номинальной и максимальной. Данные показатели указываются на упаковке устройства.
Номинальный показатель получается путем измерения мощности при 1% искажений. Максимальный показатель состоит из общей мощности всех каналов без учета искажений. При выборе мощности следует учитывать сопротивление нагрузки.
Основное внимание следует уделять номинальному показателю. Это значение является верным, если она указана с КНИ. Источник
Источник
Обзор видов
XXI век, вне всякого сомнения, внёс свой вклад в расширение технологического разнообразия. В наши дни усилители для колонок представлены в самом разном исполнении, но составить удобную классификацию подобного оборудования можно.
Так, выделяют три основных разновидности подобной аппаратуры.
- Предварительный усилитель. Если, к примеру, такое устройство, как простой микрофон, работает в плохом качестве, то усилитель поможет ему обработать аудиоряд, улучшить информационные данные и прибавить необходимой мощности.
- Оконечный усилитель. Это устройство занимается своими непосредственными обязанностями, то есть усиливает звучание. Именно такое оборудование можно увидеть в студиях звукозаписи, наряду со всеми прочими профессиональными приспособлениями и установками.
- Интегральный усилитель. Представляет собой некоторый гибрид вышеописанных. Эта система наиболее распространена и востребована среди пользователей. Как и всякая другая комбинированная установка, она даёт чуть пониженное качество звуковоспроизведения в сравнении с концертными усилителями, но при этом существенно выигрывает в своей универсальности и доступной цене.
Выделяют усилитель для колонок и по варианту получения сигнала.
Аналоговый блок работает от электроколебаний, идущих от проигрывателя и многократно увеличивает их мощностные параметры. Чтобы такой усилитель подключить к цифровому вещанию, понадобятся специальные преобразователи.
Цифровой, как и следует из названия, трансформирует поступающие цифровые аудиосигналы в аналоговые, тем самым делает их понятными для колонок.
В зависимости от разновидности усилителя по-разному могут функционировать и транзисторы, то есть те элементы, что повышают мощность сигнала внутри самого устройства. Их типовое подразделение по данному признаку так многообразно, что ориентироваться можно лишь на наиболее существенные различия
Не углубляясь в технические детали, обратим ваше внимание на технико-эксплуатационные параметры, которые свойственны оборудованию разных категорий
- Классы А, В, АВ, Н и различные их производные. Невзирая на то, что оборудование в представленных категориях может различаться степенью и периодом открытия транзисторов для проведения тока, принцип их работы примерно одинаков. Основная проблема любых колонок заключается в том, что на начальном этапе пропускания тока часто возникают нелинейные искажения выходного сигнала. Любые усилители класса А направлены на их нейтрализацию. Это ведет к уменьшению КПД и серьёзному перегреву оборудования. Соответственно, усилители группы А признаны наиболее точными, они меньше, чем какие-либо другие, подвержены помехообразованию, однако имеют меньшие параметры производительности.
- Усилители класса D. Такое оборудование пропускает электрический ток сразу, как следствие, присутствие каких-либо нелинейных искажений сводится к минимуму. Строго говоря, этот вариант усилителей представляет собой противоположность первой группе. Они существенно выигрывают в КПД, но слабо себя проявляют при воспроизведении диапазона частот, особенно это заметно, когда речь идет о повышенных частотах. Такие усилители имеет смысл использовать в автомобилях.
Как выбрать усилитель
Они различаются по количеству (1-, 2-х, 3-х, 4-х, 5-ти, 6-ти канальные) каналов и классом (АВ и D). Класс АВ – аналоговые аппараты, с высокими показателями мощности, но незначительным коэффициентом полезного действия, который соответствовал бы запасу мощность. Класс D – цифровые аппараты с высокими показателями коэффициента полезного действия и большим запасом мощности, но не всегда они могут похвастаться отменным качеством. 1-канальные аппараты Моноблоки, как их еще называют, используются для сабвуферов, так как работают на низкой нагрузке (1-2 Ом)
Они представлены чаще всего в классе D, так как для сабвуфера важно не качество, а мощь звука. Они оснащены развитым кроссовером низкочастотного диапазона и наружным регулятором громкости
2-х канальные Их применяют для подключения пары колонок или соединения сабвуфера при помощи мостового соединения. Если мощность позволяет их также можно подключить по катушке на канал автоусилителя. 3-х канальные На сегодняшний день используются крайне редко, так как их вытеснили четырех канальные аппараты. Третий канал применялся для подключения саба. 4-х канальные Самые популярные и распространенные во всем мире. Применяются для усиления мощности в различных вариантах: подсоединение к четырем динамикам, к двум динамиков и одному сабвуфера или двум сабвуферов. Универсальность их применения и обуславливает их востребованность. 5-ти канальные Применяется для повышения мощи четырех каналов передней и боковой акустики и одного сабвуфера. Это экономный вариант, включающий в себя усиление всех составляющих аудиосистемы в автомобиле, к тому же компактные размеры позволяют значительно сэкономить место. 6-ти канальные Применяются крайне редко, так как невостребованны обычными потребителями предпочитающие более простые автомобильные аудиосистемы.